KIA SPORTAGE (KM) 2009г 2,0L высокие обороты холостого хода

KIA SPORTAGE KM L4 16V 2,0L высокие обороты холостого хода
горе от ума...

На диагностику приехал знакомый, партийная кличка "добрый татарин", на автомобиле KIA SPORTAGE (KM) 2009 года, 16V, 2,0L с двигателем L4 G4GC. Жалоба на трясущийся двигатель и непрерывно "скачущие" обороты холостого хода (ХХ) от 1400 до 1500 оборотов в минуту (Нормально на прогретом двигателе должно быть: при выключенном кондиционере - 700±100 об/мин, при включенном - 850±100 об/мин. ). Также на приборной панели светится лампа "check engine", сиречь - "проверь двигатель". Присутствует код неисправности P1507.

Код неисправности P1507 расшифровывается как: неисправность цепи закрывающей обмотки (или катушки) регулятора ХХ, или ISCA - по-буржуйски.

Эта неисправность проявляется как на видео ниже:



Схема подключения регулятора холостого хода Предположив, что данный случай будет интересным, в смысле поиска причины неисправности и описании её в этой заметке, решил сразу снять осциллограммы напряжений на выводах обмоток регулятора ХХ и сравнить их с эталоном. Что бы это сделать, нужно представлять устройство регулятора холостого хода, которое стало понятным из схемы подключения данного исполнительного механизма к ЭСУД. Схема нашлась в пиратской копии буржуйской программы ALLDATA. Из этой схемы видно, что регулятор ХХ имеет две обмотки: открывающую, при помощи которой открывается обводной канал (bypass) подачи воздуха в обход закрытой дроссельной заслонки, и закрывающую обмотку - закрывающая этот канал.


Общий вид регулятора холостого хода

Регулятор добавочного воздуха (РДВ), он же регулятор ХХ представляет собою 2-х обмоточный поворотный соленоид с щелевым регулируемым проходным сечением. Особенностью его конструкции является отсутствие скользящих электрических контактов. Регулятор обеспечивает подачу воздуха в двигатель в обход дроссельной заслонки при пуске двигателя, прогреве и на холостом ходу, благодаря чему поддерживается заданная частота вращения его коленчатого вала. Регулятор добавочного воздуха, применяемый в данной системе, является не разборным агрегатом. Принцип его работы заключается в позиционировании ротора, выполненного в виде постоянного магнита цилиндрической формы, магнитное поле которого взаимодействует с магнитным полем катушек статора при запитывании их электрическими импульсами с частотой 100 Гц. Омическое сопротивление обмоток статора составляет около 12 Ом для открывающей, и около 15 Ом для закрывающей катушки, при температуре воздуха 20°C. Регулятор добавочного воздуха подключен к системе управления через 3-х контактный соединитель.


Схема подключения регулятора холостого хода Эталонные осциллограммы напряжений на выводах обмоток регулятора холостого хода имеют вид прямоугольных импульсов определённой частоты, амплитудой, равной напряжению борт сети и следующих в противофазе друг другу (если у закрывающей катушки высокий уровень, то у открывающей - низкий, и на оборот). Картинка взята из той же программы, что и схема подключения регулятора ХХ.


Реальная осциллограмма напряжений на выводах обмоток регулятора  холостого хода Подключив свой USB-осциллограф к выводам катушек, через специальные переходники, на экране ноутбука наблюдаю реальную осциллограмму напряжений на выводах обмоток регулятора холостого хода. В глаза бросается уродливая форма осциллограммы напряжения синего канала, подключенного именно к выводу закрывающей катушки регулятора ХХ. К тому же амплитуда сигнала превышает уровень напряжения бортовой сети на 6 вольт и достигает 20 В (синяя шкала справа от окна осциллограммы). Но более того, в отличии от формы сигнала красного канала, минимальный уровень напряжения сигнала синего канала составляет около 8-ми вольт, в то время как красный канал даёт правильные ноль вольт. Вот тут бы ему, этому, как его там ...? ...а, так называемому специалисту и сделать бы верный вывод, но нет...


В гордыне собственного тщеславия, так называемый мастер, полез в дебри своего ума. "Раз имеются импульсы не правильной формы, значит виновато то устройство, которое формирует эти импульсы": - думал он - тот, который считал себя Мастером. Однако, если сделан не верный вывод, то дальнейшие действия приведу куда угодно, но не к истине, а следовательно добиться желаемого результата станет трудно, или не возможно.


Общий вид печатной платы ЭБУ SIMK43 Тем устройством, якобы неисправным, оказалась микросхема - драйвер индуктивной нагрузки (а точнее умный 4-х канальный низкочастотный переключатель) A2C11827-BD, фирмы STMicroelectronics, установленной в блоке управления двигателем SIMK43 (SIMENS VDO 5WY1H06A), расположенным, в свою очередь, на моторном щите, слева от педали сцепления. Вскрыв невинный девайс, обнаружилась "картина маслом", на которой искомая микросхема изображена в левом дальнем углу односторонней печатной платы. Приговорив (без суда и следствия) к расстрелу через выпаивание бедное устройство, как бы "Мастер" стал искать ему замену. Коли принципы работы РДВ, установленных на газелях (2005 - 2010 годов) схожи с нашим случаем, то и сами РДВ и микросхемы, управляющие их работой, тоже будут идентичными, размышлял как бы "Мастер". Как не странно, на этот раз он не ошибся и идентичная микросхема нашлась в ЭБУ-доноре Микас 7.1, от старой газели.


Место ремонта жёлто-оранжевого провода Поработав пол часа паяльной станцией, заменил таки "подозрительную деталь". Предвкушая чувство удовлетворённости от лихо проделанной работы, ставлю контроллер на место, запуск ...и... вуаля: "Фиг Вам": - сказала система управления двигателем. Обороты по прежнему скачут в районе полутора тысяч. "Этого не может быть, я же всё правильно сделал!!!": - кричал ум как бы "Мастера". Но ничего не попишешь, ФАКТ на лицо. Поменяв ещё две микросхемы с тем же результатом, как бы "Мастер" начал понимать, что НАЗНАЧЕННАЯ им причина неисправности, то бишь неисправность умного 4-х канального низкочастотного переключателя A2C11827-BD, НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ПРИЧИНОЙ НЕИСПРАВНОСТИ в данном конкретном случае. А припомнив, что выходы этой микросхемы соединены с РДВ проводами, да и ещё, как минимум, с двумя разъёмами (соединителями), страстно захотелось проверить исправность электрической цепи: 78 pin ECM - 3 pin ISCA (см. схему подключения регулятора холостого хода ISCA ). Подключившись с противоположных концов к этой цепи мультиметром в режиме "прозвонки", как бы "Мастер" услышал .... НИЧЕГО. Следовательно цепь 78 pin ECM - 3 pin ISCA в обрыве и следовательно как бы "Мастер", грубо говоря, но мягко выражаясь - НЕ ПРАВ в своём желании сделать причину неисправности более солидной.


Место ремонта проводки Далее всё просто, расплетаем изоляцию жгута проводов РДВ и по очереди, с усилием тянем провода на себя. Те провода, которые не повреждены, не изменяют своей длины, а повреждённые просто выдёргиваются из гофры, в которую уложен жгут проводов. Так произошло и с жёлто-оранжевым проводом, подключенным к закрывающей катушке регулятора ХХ. На оторваном его конце были видны следы электрохимической коррозии сине-зелёного цвета. Такие неисправности иногда случаются при повреждении изоляции проводов, в местах, где трасса прокладки резко меняет направление (изгибается, скручивается, провисает или куда проникает не штатная проводка от доп. устройств). В подобных местах провода в жгуте, если он плохо зафиксирован на деталях двигателя, трутся друг об друга и о внешнюю изоляцию (обычно гофры или кембры) от непрерывных вибраций двигателя.

Результат ремонта на видео ниже:


Судя по их контенту, этому тексту релевантны статьи:

  1. TOYOTA COROLLA 120 с двигателем 3ZZ-FE 1,6L 16V не тянет

    TOYOTA COROLLA 120 с двигателем 3ZZ-FE 1,6L 16V не тянет TOYOTA COROLLA 120, с АКПП и двигателем 3ZZ-FE VVT-i 1,6L 16V 2004 года «тупит», не тянет, «давится». Предыстория поломки. Мой давнишний клиент приехал на диагностику повторно. Пару месяцев назад он был у меня с подобными жалобами: как будто машину держат, мягко скажу, за задний бампер.

  2. Ошибка P0504. Радикальный способ устранения

    Ошибка P0504. Радикальный способ устранения Некоторые современные отечественные системы управления двигателем с технологией Е-газ страдают "детскими болезнями", особенно это касается ЭСУД с блоком управления двигателем М74, М74CAN. Эти "детские болезни" проявляются следующим образом: в какой-то момент при нажатии на электронную педаль газа двигатель отказывается увеличивать обороты и работает почти на режиме холостого хода.

  3. Общие понятия о диагностике неисправностей двигателя

    Общие понятия о диагностике неисправностей двигателя Для чего стоит делать диагностику двигателя? Неисправности, возникающие при эксплуатации автомобиля, не всегда очевидны и зачастую не видны «не вооруженным глазом». Конечно слетевший наконечник высоковольтного провода системы зажигания виден сразу, но только тому, кто знает что такое высоковольтные провода, зачем они нужны, как они выглядят и где расположены.

Хомячковый рай. Уйти и потеряться:

Оставить комментарий